Нужно ли обеспечение заявки при электронном аукционе

Обеспечение заявки в электронном аукционе по 44-ФЗ – в 2019 году, когда возвращается, размер и сроки, закон

Нужно ли обеспечение заявки при электронном аукционе

Российский законодатель использует сегодня понятие «конкурса» или «аукциона» вместо «тендера», как раньше. Но принцип действия торгов все тот же – принять решение и выбрать из представленных предложений участника, который будет предоставлять заказчику услугу или поставит товар, выполнит работы.

Тендеры могут быть закрытыми и открытыми, что зависит от состава участников и принципа их проведения. Чаще всего используются открытые торги, информацию о них можно получить через СМИ. Заявки на участие могут подавать любые поставщики товаров или услуг. Открытые торги, как правило, проводятся на электронных площадках.

Закрытые конкурсы проводятся, т. к. заказчикам нужны товары или услуги, которые имеются у ограниченного числа поставщиков, причем последние должны отвечать требованиям организатора торгов (конкурса или аукциона). Проводить закрытый конкурс необходимо, если заказ является конфиденциальным.

Для проведения таких торгов требуется разрешение от органа госвласти. Информацию о закрытом конкурсе нельзя получить через СМИ, она рассылается участникам лично. На участие в закрытых торгах нельзя даже отправить в электронном виде заявку и другие документы.

Аукцион, как форма торгов, отличается от конкурса. Заказчик вправе выбрать для участия не привлекательные предложения, а цену на товары или услуги. Аукцион, как и конкурс, может быть открытым и закрытым.

Для участников – это возможность выйти на новый уровень в бизнесе, но многие не хотят принимать участие в аукционах, мотивируя тем, что требуется заполнение документации или не хватает средств для подачи (обеспечения) заявки. Согласно ФЗ№44 «О контрактной основе» законодателем был разработан механизм, препятствующий недобросовестному участию поставщиков и заказчиков в торгах.

Так, обеспечение заявки в электронном аукционе по 44-ФЗ требуется каждому участнику. Дополнительно благодаря обеспечению не допускается искусственное снижение цены и срыв закупок. Ведь недобросовестные участники могут ставить именно эти цели, а не исполнение госзаказа.

Выиграв тендер, они могут отказаться подписывать контракт, но предварительная оплата обеспечения не даст им это сделать. Требование на обеспечение заявки участников указано в ст. 44, ч. 1 Закона. Электронный аукцион проводится с использованием электронной торговой площадки (ЭТП).

Стандартные нормативы

Нормативный акт №44 вступил в силу с начала 2014 г. Было решено, что вопросы, касающиеся обеспечения государственных и муниципальных учреждений, будут проводиться на конкурсной основе согласно его положениям. Правила обеспечения заявок на участие в торгах изложены в ст. 44−45 Закона.

Понятие и виды по закону

Законом предусмотрено, что для обеспечения заявки в качестве гарантии на участие в:

Закрытый аукцион или конкурсМожно:
  • предоставить банковскую гарантию;
  • внести денежные средства (личные, кредитные, заемные) на счет заказчика.
Электронный аукционНеобходимо внести денежные средства на счет ЭТП.

Потенциальный участник имеет право самостоятельно выбрать способ обеспечения своей заявки. Банковскую гарантию по просьбе одной из сторон может дать кредитное учреждение. Она выдается в виде письменного обязательства, по которому банк должен внести определенную сумму для обеспечения заявки (Гражданский кодекс, ст. 368, 370).

Статья 368 ГК РФ. Понятие и форма независимой гарантии

Статья 370 ГК РФ. Независимость гарантии от иных обязательств

Гарантия также не может быть безотзывной и должна отвечать требованиям ФЗ №44, ст. 45, п. 2. Процент гарантии банковской может составить от 5 до 30 от начальной цены контракта. Срок действия гарантии должен быть больше срока подачи заявки на 2 месяца.

С денежным обеспечением, которое требуется именно для участия в электронном аукционе, все намного проще. Участнику (поставщику) аукциона необходимо заранее предусмотреть, чтобы на его счету были деньги. Оператор ЭТП заблокирует определенную сумму на время проведения торгов или пока не будет подписан контракт, при условии, что данный участник выиграл торги.

Если организация будет принимать участие в обычном конкурсе, то деньги можно перечислить на банковский счет заказчика. Требование к обеспечению заявки необходимо, если закупка данным способом используется вместо повторных торгов, которые не состоялись ранее (ФЗ № 44, ст. 83, ч. 4, п. 1).

По новым правилам, которые вступят в силу с июля 2019 г., участники не смогут обеспечивать заявки гарантиями банков. Нужно будет обеспечение только деньгами, а переводить их придется не на счет ЭТП, а на спецсчет. Эти счета будут обязаны открывать участники закупок.

При подаче предложения участник соглашается, что средства со спецсчета будут списаны автоматически оператором. В документации к заявке придется указывать, что способ обеспечения участником был выбран самостоятельно.

Деньги на счете для текущей закупки будут блокироваться сразу, как только срок подачи заявок истечет. Это обозначает, что довнести недостающую сумму не получится, а значит, заявка будет отклонена.

статьи

В ст. 44 Закона указано, как нужно обеспечивать заявки для участия в торгах:

  • Требования по обеспечению заявок устанавливает в 2019 году заказчик. При этом он указывает размер обеспечения в сопровождающей документации к конкурсу. Заказчик также указывает вид торгов и как нужно обеспечить заявку, но способ выбирает поставщик.
  • Для участия в электронном аукционе необходимо внесение на счет определенной суммы.
  • Заявка должна отвечать требованиям ГК. Это обозначает, что дать банковскую гарантию может только учреждение, указанное в ГК.
  • Требования по обеспечению заявок одинаковы для всех организаций, которым нужно принять участие в закупке.
  • Для принятия участия в аукционе на лицевом счету потенциального участника должны быть средства в сумме не меньше, чем размер обеспечения, указанный в документации по проведению торгов.
  • С момента, как выяснится, что оператор не может заблокировать средства на счете участника в соответствии с положениями данного Закона о конкурсной основе, он обязан в течение 1 часа вернуть заявку.
  • В течение 1 рабочего дня с момента, как оператор не смог заблокировать средства на счете участника или последний отозвал заявку, деньги перестают блокироваться автоматически.
  • Средствами, которые оператор ЭТП не заблокировал для участия в данном аукционе, доступны участнику для использования на свое усмотрение.

Размер обеспечения заявок

Обеспечительные меры для участия в аукционе в определенном размере принимаются согласно ст. 44, пп. 14−15. Они зависят от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и иногда специфики предприятия, которое является претендентом. Закон определяет НМЦК в положениях ст. 22, эта цена считается предельной, которую заказчик может выплатить за контракт.

Размер обеспечения при проведении не только электронных аукционов, но и других торгов в разных случаях может составлять:

По общим правиламЕсли НМЦК:
  • меньше 3 млн руб. – 1%;
  • больше 3 млн руб. – 0,5−5%.
Для некоммерческих организаций2% от НМЦК (ФЗ №44, ст. 28−30).К ним относятся:
  • учреждения уголовно-исправительной системы;
  • общества инвалидов;
  • субъекты малого предпринимательства;
  • социально ориентированные организации.

Для расчета суммы обеспечения можно использовать специальный калькулятор онлайн, он представлен Национальной Ассоциацией Институтов Закупок (НАИЗ). Универсальное средство могут использовать не только заказчики, но и поставщики.

По новым требованиям, вступающим в силу с июля 2019 году:

  • заказчикам нужно будет устанавливать обеспечение заявок для закупок с НМЦК более 5 млн. руб.;
  • если НМЦК составляет 5−20 млн. руб., обеспечение для заявки следует устанавливать в размере 0,5−1% от начальной цены;
  • если НМЦК более 20 млн руб. обеспечение для заявки может составить 0,5−5% от цены контракта.

Теперь минимальный порог НМЦК, при котором заказчик обязан требовать обеспечения заявки, установлен правительством в размере 1 млн. руб. При этом самим Законом установлен порог от 5 млн руб.

Не уплачивать сумму обеспечения могут только участники, которые являются казенными учреждениями. Льготные условия для участников, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, по новым требованиям будут отменены.

Прочие ситуации

Участнику, который выиграет аукцион, необходимо заранее поинтересоваться, когда возвращается сумма вложенных средств.

Обеспечение остальным участникам возвращается в таких случаях:

  • заявка отозвана до окончания срока приема;
  • электронные торги отменились;
  • участника отклонила конкурная комиссия после рассмотрения первой или второй части заявок;
  • заказчик отменил закупку;
  • потенциальный заказчик подал заявку позже срока, предназначенного для приема и указанного в извещении;
  • закупка не была выиграна поставщиком;
  • орган, контролирующий закупки, отказал заказчику в заключении контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения осуществляется победителю, как только между ним и заказчиком будет заключен договор. Но возврат получат и другие участники, которые не выиграли тендер, при наступлении вышеуказанных событий или после окончания торгов.

Если поставщик вносил средства для участия в конкурсе или закрытом аукционе, то деньги ему возвратятся на его банковский счет или компании, которая давала заем.

После электронного аукциона лицевые счета участников разблокирываются оператором ЭТП и снова становятся доступны для участия на этой площадке. Если же поставщик решил вернуть деньги с лицевого счета на банковский, он направляет запрос оператору и получает их в течение 3 дней.

Когда участником была предоставлена банковская гарантия, ее принципалу не возвращают, а взыскание по ней невозможно.

Срок возврата

Срок возврата обеспечения будет зависеть от того, на какой вид закупки поставщик подавал заявку:

После участия в электронном аукционеОбеспечение возвращается участникам в течение 1 рабочего дня.
Когда поставщик участвовал в конкурсе или закрытом аукционеДеньги возвратятся в течение 5 рабочих дней.

Случаи блокировки и потери

Если участник допущен к электронному аукциону, его средства по обеспечению заявки не возвращаются сразу, а блокируются на счете, который открыла электронная площадка.

Поэтапно это происходит так:

  1. Оператор ЭТП открывает спецсчет в банке, куда будут зачисляться средства, используемые участниками для обеспечения заявок.
  2. Для участия потенциальному поставщику нужно пройти аккредитацию на ЭТП.
  3. Решение об аккредитации потенциального участника принимается в течение 5 дней с момента подачи им заявки и других документов. В другом случае конкурсанту могут дать отказ, но он должен получить уведомление о принятом решении (ФЗ №44, ст. 61, п. 4). В уведомлении ему придут реквизиты для оплаты обеспечения.
  4. Потенциальный участник должен зачислить средства в счет обеспечения заявки по указанным реквизитам. Для этого оператор ЭТП открывает ему специальный лицевой счет, через который он должен проводить операции.
  5. Потенциальному участнику необходимо подать заявку-обращение на участие в электронном аукционе, одновременно с ней дать поручение оператору торгов заблокировать операции на его лицевом счету в объеме средств, которые нужны для обеспечения заявки. Оператор обязан это сделать в течение 1 часа с момента подачи поставщиком заявки.

Тендер и исключения

Но существуют ситуации, когда денежная гарантия не возвращается. Возврат не производится согласно ФЗ №44, ст. 44, ч. 13, если победитель уклонился и не подписал контракт с заказчиком. В другом случае, если он не представил обеспечение для исполнения контракта до его подписания.

Если поставщика отклонили от участия на одной и той же ЭТП 3 раза подряд в течение одного квартала, то средства по обеспечению заявки уйдут заказчику. Но получит их тот заказчик, закупка которого была третьей для данного поставщика. Деньги перечислятся заказчику через 1 месяц с момента отклонения закупки.

Общая ответственность

Недобросовестный заказчик или оператор ЭТП может быть наказан за несвоевременный возврат или невозвращение средств по обеспечению заявки вообще.

Штрафные санкции применяются в рамках КоАП по ст. 7.31.1, ч. 1−2:

При просрочке не более 3 дней
  • должностное лицо должно уплатить 5 тыс. руб.;
  • организация – 30 тыс. руб.
Если сроки невозврата превышают 3 дня
  • должностное лицо должно уплатить санкции 15 тыс. руб.;
  • предприятие – 90 тыс. руб.

Статья 7.31.1 КоАП РФ. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств

По той же статье, но ч. 3, штраф составит 15 тыс. руб., если будут нарушены сроки: блокирования средств по обеспечению заявки или снятия блокировки на лицевом счету участника аукциона.

Помимо штрафных санкций пострадавший от электронных торгов участник может компенсировать убытки, если обратится в суд. Ему нужно подать иск, чтобы с нарушителя взыскали проценты за пользование чужими деньгами (ГК, ст. 395).

Статья 395 ГК РФ. Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Дополнительно пострадавшее лицо может требовать уплаты пени, которая начисляется за каждый день просрочки в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ России.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://jurjur24.ru/obespechenie-zajavki-v-jelektronnom-aukcione-po-44-fz/

Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?

Нужно ли обеспечение заявки при электронном аукционе

Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.

Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб.

Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит.

И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…

Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?

Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:

  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.

Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2018 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.

После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.

На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб

Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?

Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…

Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).

Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):

«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2018 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».

Отсюда следующий вопрос…

Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?

Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.

С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.

С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.

P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.

Важно! В конце декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/675-obespechenie-zayavok-po-44-fz-kogda-ustanavlivat-a-kogda-net

Госзакупки: как изменились обеспечение заявки и комиссия для победителя торгов

Нужно ли обеспечение заявки при электронном аукционе

До июля 2018 года обеспечительный платеж был обязательным для всех, и его размер неизменно составлял от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ).

Начиная с июля 2018 года заказчик вправе не требовать обеспечения заявки в случае, когда НМЦ не превышает 1 000 000 руб. (постановление Правительства РФ от 12.04.18 № 439). Во всех остальных случаях обеспечительный платеж остается обязательным.

Размер обеспечительного платежа (если он установлен) рассчитывается по следующим правилам:

  • от 0,5 % до 1 % от начальной (максимальной) цены контракта при НМЦ до 5 000 000 руб. включительно (письмо Минфина России от 23.05.18 № 24-02-05/34911);
  • от 0,5 % до 1 % от начальной (максимальной) цены контракта при НМЦ от 5 000 000 руб. до 20 000 000 руб. включительно (п. 1 части 16 ст. 44 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ);
  • от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта при НМЦ свыше 20 000 000 руб. (п. 2 части 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Для закупок, где участником является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, либо организация инвалидов, установлены отдельные условия. При НМЦ свыше 20 000 000 руб. размер обеспечительного платежа не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены контракта (часть 17 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Также есть новшества для торгов, которые проводятся в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ). Напомним, что этот закон применяется, когда бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств.

Кроме того, указанный закон действует, если заказчиком является госкомпания с долей участия государства выше 50% (либо ее «дочка» или «внучка»), субъект естественных монополий (например, РЖД) или компания, занимающаяся регулируемыми видами деятельности (энергетикой, водоснабжением).

Начиная с июля 2018 года, при НМЦ не более 5 000 000 руб. заказчики не вправе требовать обеспечительный платеж. Это правило установлено частью 27 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Спецсчета для внесения обеспечительных платежей

По сентябрь 2018 года включительно обеспечительные платежи вносились на счет заказчика или на электронную торговую площадку (ЭТП).

Начиная с октября 2018 года, при проведении определенных видов торгов в электронной форме (открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и конкурс с ограниченным участием) обеспечение заявки нужно вносить на так называемый спецсчет в банке (часть 10 ст.

44 Закона № 44-ФЗ; подробнее о видах торгов читайте в статье «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»).

К тому же с октября обеспечение заявки вносится на спецсчет и при проведении конкурентных электронных закупок в рамках Закона № 223-ФЗ, если участником является субъект малого или среднего предпринимательства (часть 13 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).

Спецсчета можно открыть только в тех банках, которые вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13.07.18 № 1451-р. Это «Сбербанк России», «ВТБ», «Газпромбанк» и ряд других кредитных организаций. Всего в списке значится 18 банков.

Внесение обеспечительного платежа происходит следующим образом. Участник торгов вносит деньги на спецсчет, После окончания срока подачи заявок банк по автоматическому запросу ЭТП в течение 1 часа блокирует нужную сумму на спецсчете. Далее, в течение 1 рабочего дня после определения победителя, сумму разблокируют.

Обратите внимание: для внесения платежа по обеспечению исполнения контракта специсчета не используются.

Перечень банков, выдающих гарантии

Как и прежде, участники конкурсов и закрытых аукционов вправе выбирать, каким способом внести обеспечение заявки: перечислить деньги на счет заказчика или ЭТП, либо предоставить банковскую гарантию. Что касается обеспечения исполнения контракта, то подобный выбор есть у всех участников независимо от вида госзакупки.

Изменения коснулись перечня банков, которые могут выдавать гарантии. До июня 2018 года гарантии выдавали кредитные организации, отвечающие требованиям статьи 74.1 Налогового кодекса. Начиная с июня, гарантии выдают банки, которые отвечают требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.18 № 440 (список таких банков опубликован на сайте Минфина России).

Новая комиссия для победителя торгов

С июля 2018 года электронные торговые площадки получили право взимать комиссию с участника, выигравшего торги. Порядок уплаты и размер комиссии утвержден постановлением Правительства РФ от 10.05.18 № 564.

Согласно этому документу победитель должен заплатить 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 5 000 руб. без учета НДС. Если же победитель относится к субъектам малого предпринимательства (см.

«Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства») или к социально ориентированным некоммерческим организациям, то величина комиссии составляет 1% от НМЦ, но не более 2 000 руб.

Деньги списываются со спецсчета победителя. При отсутствии у него такого счета (в частности, при торгах, не требующих обеспечения заявки), победитель обязан перечислить комиссию на банковский счет ЭТП.

В ситуации, когда выигравший участник уклонился от заключения сделки, комиссию он все равно заплатит. При этом второй участник, к которому по правилам торгов перейдет победа, платить комиссию не будет.

Добавим, что остается открытым вопрос, нужно ли к сумме комиссии прибавлять НДС. Четкого ответа в законе нет, поэтому электронные торговые площадки решают его самостоятельно, причем каждая по-своему.

С обычных участников налог берут все без исключения ЭТП, а вот с малых предприятий — только две: Сбербанк-АСТ и ТЭК-Торг.

Налог с социально ориентированных некоммерческих организаций взимают эти же две площадки плюс еще одна — ЕАТП (полный перечень площадок, отобранных для проведения госзакупок, приведен на сайте www.zakupki.gov.ru).

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2018/11/14082

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ

Нужно ли обеспечение заявки при электронном аукционе

Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.

В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ).

Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?

Электронные аукционы

При проведении электронных аукционов обеспечение заявки может предоставляться только одним способом — путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 44-ФЗ). Обратите внимание: денежные средства в этом случае перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика.

Конкурсы и закрытые аукционы

При участии в конкурсах и закрытых аукционах заявку можно обеспечивать путем как перечисления денежных средств (в данном случае — заказчику), так и предоставления банковской гарантии. При этом выбирает способ обеспечения заявки не заказчик, а поставщик (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Размер обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 44-ФЗ):

  • Если НМЦ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦ;
  • При НМЦ более 3 млн рублей размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % от НМЦ.

В соответствии с ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, особые условия — обеспечение заявки в размере 2% от НМЦ — предусмотрены для:

  • учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы;
  • организаций инвалидов;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним, что условия отнесения компаний и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ч. 1 ст. 4). В частности, учитываются такие критерии, как средняя численность работников, выручка без учета НДС и балансовая стоимость активов.

Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки

Один из главных вопросов, который волнует новичков в госзаказе, — как быстро и при каких условиях средства, перечисленные для обеспечения заявки, будут возвращены.

Согласно 44-ФЗ, при проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов — в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

Победителю конкурса или аукциона, в отличие от остальных участников закупки, средства возвращаются на счет только после заключения контракта.

Обратите внимание: если поставщик выбрал в качестве способа обеспечения заявки банковскую гарантию (напомним, такая возможность есть для конкурсов и закрытых аукционов), то по завершении процедуры отбора она участнику не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 44-ФЗ).

Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:

  • Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения (ч. 27 ст. 44 44-ФЗ).
  • Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).

Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, ч. 13 и 14 ст. 41.

12 94-ФЗ предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу).

В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику (ч. 12 ст. 41.12 94-ФЗ).

Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:

  • Сумму банковской гарантии;
  • Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • Предельный срок действия банковской гарантии;
  • Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
  • Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).

Как получить банковскую гарантию

Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.

Если у вас нет времени,  хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде.

Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении  банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис».

Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет  без посещения офиса банка.

Стоит отметить,  что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись.

Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.

0»), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.

Ольга Большакова, руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»

Источник: https://kontur.ru/articles/955

Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ в 2019 году

Нужно ли обеспечение заявки при электронном аукционе

Возврат обеспечения заявки — это действия по разблокированию или перечислению участнику закупочной процедуры денег, которые тот вносил на спецсчет в банке или непосредственно на счет госзаказчика, чтобы иметь право принять участие в конкурсе или аукционе. Это своеобразная страховка от недобросовестного поведения претендентов на госконтракт.

Когда нужно возвращать деньги

Обеспечивать участие обязаны все претенденты на контракты, заключаемые по результатам конкурсов и аукционов, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 млн. рублей. Организация, желающая получить на исполнение госконтракт, должна внести денежные средства:

  • на спецсчет, открытый в одном из банков, входящих в перечень, утвержденный Правительством РФ;
  • на счет заказчика. Эта возможность сохраняется для бумажных процедур, но с 2019 года они применяются только в исключительных случаях.

С 1 июля 2019 года можно обеспечить участие с помощью банковской гарантии. Организация, желающая заключить госконтракт по итогам закупки, выбирает удобную ей форму. Требования банковских гарантий установлены в ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ и устанавливаются закупочной документацией.

В какие сроки возвращать обеспечение заявки по 44 ФЗ указано в статье 44: до 5 рабочих дней в зависимости от типа процедуры. Правило не касается банковских гарантий: они возврату не подлежат, но и взысканий по ним не производится.

Основания для возврата

Законом предусмотрены случаи, когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ:

  1. Окончание закупки. Есть исключение: победителю возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ производится после подписания контракта;
  2. Отказ заказчика от проведения закупки.
  3. Отклонение участника.
  4. В случае отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении закупочной процедуры без привлечения электронных систем и разблокируются на его же спецсчете, если процедура проходила в электронной форме.
  5. Опоздание участника с подачей документов на участие.
  6. Дисквалификация участника, либо обоснованный отказ госзаказчика от подписания контракта с победителем.
  7. Отказ УФАС выдать разрешение на заключение контракта с единственным поставщиком.

Когда деньги не возвращают

Обычно вопроса о том, возвращается ли обеспечение заявки на участие в аукционе или конкурсе, не возникает. Если со стороны участника не было нарушений, деньги вернутся независимо от того, победит он или нет. Другое дело, если поставщик что-то нарушил. Претендент на контракт потеряет деньги, предоставленные для участия в закупке, если:

  • выиграл, но уклонился от заключения контракта;
  • в течение квартала на одной и той же электронной площадке заявка отклонялась 3 раза, блокировка суммы в размере обеспечения заявки не отменится.

Если организация, в рамках участия в закупке, предоставит банковскую гарантию, те же основания станут поводом для обращения в банк, выдавший гарантию, за выплатой гарантированной суммы.

Срок возврата для электронного аукциона

44 статья 44 ФЗ срок возврата обеспечения заявки в аукционе установила в 1 рабочий день. Столько времени дается банкам, чтобы разблокировать деньги на спецсчете.

Срок возврата для конкурса

Сроки возврата обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ, зависят от формы проводимой процедуры:

  • если в бумажной форме и сумма переводилась на счет заказчика — в течение 5 рабочих дней;
  • если в электронной форме — в течение одного рабочего дня.

Как вернуть обеспечение

Порядок возврата обеспечения заявки 44 ФЗ не предполагает каких-либо действий со стороны поставщика. В бумажной процедуре заказчик перечисляет деньги в 5-дневный срок.

Если процедура проходила в электронной форме, торговая площадка в течение часа обязана сразу направить запрос в банк, где открыт спецсчет, чтобы тот разблокировал деньги. .

Если по каким-то причинам возврат не производится, участник вправе направить на площадку или заказчику письмо. Составляют его в свободной форме, указав:

  • кому адресовано: заказчику или оператору электронной площадки;
  • от кого — наименование организации участника;
  • реквизиты закупочной процедуры, в рамках которой были перечислены денежные средства;
  • размер перечисленной суммы;
  • просьбу известить банк о необходимости разблокировать средства на счете (если речь идет об электронной процедуре), либо перечислить их на счет участника (если о бумажной);
  • реквизиты счета участника.

В письме можно указать, что нарушение сроков возврата средств грозит административной ответственностью для уполномоченных лиц.

Что грозит за невозврат средств

Штрафные санкции за обеспечение заявки, а именно за несвоевременный перечисление внесенных организацией-участником денег или промедление в разблокировании средств, лежит на заказчике и операторе электронной площадки. Если организация внесла необходимую сумму на счет заказчика, а он их своевременно не вернул, и опоздание составило не более трех дней, ответственность по ч. 1 ст. 7.31.1 КоАП РФ:

  • для должностного лица заказчика составит 5 000 рублей;
  • для заказчика, как юридического лица — 30 000 рублей.

Если просрочка продлилась свыше 3 дней:

  • 15 000 рублей — для должностного лица;
  • 90 000 рублей — для юридического.

Если оператор электронной площадки не известит банк о необходимости разблокировки обеспечения в течение одного часа, ему грозит ответственность по ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ в размере 15 000 рублей.

Разъяснения по теме

Основные тезисыРеквизиты документаСкачать
О возврате обеспечения предложения участника в определении поставщика.Письмо Минэкономразвития № Д28и-3505 от 22.12.2016

Скачать

Когда оценивается систематичность нарушений и решается вопрос о перечислении обеспечения заказчику нужно учесть характер нарушений при подаче заявок, их тождественность, возможность участника восполнить недостатки уже поданных заявок ввиду признания их не соответствующими требованиям документации аукциона

Источник: https://gozakaz.ru/vozvrat-obespecheniya-zayavki-po-44-fz-sroki-i-pravila/

О законе РФ
Добавить комментарий